Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 08:37

ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Меню
Категории раздела
Жизнь Центра [264]
Благодарности [196]
Каникулы [2]
Наш опрос
В который раз вы обратились в учреждение социального обслуживания за получением соц. услуг?
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ воспитателей В ПЕРИОД прохождения аттестации

Аттестация для педагога является своеобразной вехой в профессиональном росте и карьере работника. Это как некая ступень для повышения не только категории и денежного вознаграждения, но и как ступенька для личного самоутверждения. Когда педагог решается на этот шаг (вынужденно или сознательно) запускается весь процесс, связанный с аттестацией. Это и сбор материалов, и подготовка к открытым занятиям, и работа над своей профессиональной компетентностью, и, безусловно волнение, которое сопровождает этот труд. Мы все знаем, что в условиях современного образования воспитатель перегружен обязанностями. Это и непосредственная работа с детьми, и заполнение необходимой документации (которой, очень много), и внеклассная работа. Если на воспитателя еще «сваливается» необходимость участия в аттестации, это является, еще большей нагрузкой. И физически, и тем более эмоционально выдержать период повышенного темпа работы крайне нелегко. По данным социально-демографических исследований труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя и воспитателя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми.

Обратим внимание, на условия работы воспитателей. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие не только стресса, а уже и процесса эмоционального выгорания. Профессия воспитателя подпадает под эти параметры: сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя равна 52 часам, намного выше той (40 часов или 36 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению стресса), как следствие сверхурочная работа, а значит повышение нагрузки. Что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.
Если рассматривать содержание труда, то в профессии, например воспитателя, большое количество воспитанников в группе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим появлению усталости, стресса. Также не секрет, что педагогам в настоящее время все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению стрессовых факторов. Наиболее выпукло показано влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения; в педагогике это могут быть классы коррекции, где при максимальном вложенном усилии со стороны воспитателя, результат может оказаться невысоким.
Для работы воспитателя характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия.

Как пример, аттестация, где требуется дополнительная работа по сбору документации, правильному ее оформлению, увеличению контактов с администрацией, родителями и опекунами. Также не все воспитатели и педагоги «подкованы» в работе с техникой и электронными ресурсами. Многие не умеют обращаться с ПК, использовать интернет-ресурсы. Как следствие, люди вообще порой отказываются проходить очередную аттестацию. В этом случае задача администрации состоит в том, чтобы поддержать таких воспитателей. Можно заранее в электронном виде собирать на страничку каждого работника его достижения: участие в семинарах, методических объединениях, организация выставок, отзывы о работе, достижения их воспитанников. Это могут быть встречи-беседы, со вновь аттестуемыми. Можно запланировать психологические мини-тренинги по темам: повышения самооценки, умения выступать публично, снятия стресса с релаксацией и другие.
На основании вышесказанного мы видим, что профессия воспитателя может быть отнесена к разряду стрессогенных профессий, требующих от специалиста самообладания и саморегуляции. Проявления стресса в работе воспитателя разнообразны и обширны. В первую очередь выделяются фрустрация, тревожность, изможденность, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение – это цена ответственности, которую платит учитель, воспитатель.
Как уже было сказано выше, период аттестации накладывает дополнительную нагрузку на педагога, и без, того эмоционально перегруженного. Как можно психологически поддержать воспитателя в период предаттестационной подготовки? Здесь подойдут, как и общепринятые способы, так и специальная поддержка:
Консультации у психолога. Специалист даст рекомендации и обучит следующим навыкам:
– Организации рабочих пауз для эмоциональной разгрузки.
– Освоению и ежедневному использованию приемов релаксации, направленных на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
– Привитию навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения. Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным). Проще относитесь к конфликтам на работе. Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
– При необходимости организуются терапевтические встречи личностного роста или групповые тренинги. Вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
– Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
– Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой..

Самовыражайтесь. Нет лучшей профилактики синдромов стресса и хронической усталости, чем занятия, где вы выражаете свое «я». Люди, работа которых связана с самовыражением (например, артисты), практически не страдают этим расстройством. Если возможности, скажем, попеть или поиграть в шахматы в коллективе нет, то хотя бы чаще делитесь друг с другом свежими и интересными впечатлениями своего досуга, не держите их в себе.
Берите тайм-ауты. Если вы ощущаете информационную перегрузку, уединитесь на 30—40 минут. Только так вы сможете полностью осмыслить полученную информацию. Подойдет укромный уголок или, если его на работе нет, прогулка на свежем воздухе в одиночку.
Создавайте группы по интересам. Один из лучших способов противостояния выгоранию — групповое общение с такими же специалистами, как и вы, но с других мест работы. Группа должна быть не менее пяти человек. В их кругу можно легко выговорить свои профессиональные проблемы, посмеяться над ними, и, в конце концов может оказаться, что в сравнении с другими у вас все не так уж плохо. Встречаться достаточно раз в неделю.
Получите дополнительное образование. Если на вашей работе есть возможность пойти на курсы переквалификации, не упускайте ее: когда человек долго, не отвлекаясь, работает на одном месте, то будь он хоть критичным и умным психиатром, уже за 7 – 8 лет у него самого могут возникнуть проблемы с психикой. Причем чем курсы дольше, тем это лучше для здоровья. Идеально, чтобы дополнительное образование длилось не менее полугода.
Задвигайте стул в конце дня. Будьте профессионалом только на работе — не уносите рабочие переживания домой, чтобы они не «сжигали» ваше драгоценное личное время. Для этого поможет простой ритуал: закончив работу, задвиньте стул в стол, закройте дверь и скажите: «Все, я уже не… воспитатель… учитель» или кто вы там по профессии. И дальше будьте самим собой.
А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, и ректором Северного медицинского университета, одним из ведущих психиатров России, академиком РАМН Павлом Сидоровым названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.
1. Привычки правильного питания.
2. Много двигаться и физически тренироваться по 20 – 30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон.
3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
4. Жить интересно. Культивировать хобби, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
5. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.
6. Сказать «нет» вредным привычкам.
7. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
8. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
9. Общаться с домашним любимцем.
10. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
11. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие.
Следуя этим советам можно пройти весь период аттестации без стрессов и напряжения, чего мы и желаем нашим коллегам. Кроме этой категории педагогов, будет полезно всем продиагностировать собственную ситуацию – «Не подвергаюсь ли я ежедневному стрессу?», и вовремя начать меры реабилитации.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

© 2015-2024 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru
Бесплатный хостинг uCoz