Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 14:42

ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Меню
Категории раздела
Жизнь Центра [263]
Благодарности [196]
Каникулы [2]
Наш опрос
Из какого источника информации Вы узнали о возможности получения соц. услуг в нашем учреждении?
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде

 

Согласие между людьми, разными народами - это самое драгоценное

и сейчас самое необходимое для человечества

Д.С. Лихачев

 

Последние трагические события в России, Франции и Ливии показывают, что экстремизм — это путь к терроризму.

Наиболее уязвимой группой для экстремизма является молодежь. На территории России насчитывается около 160 молодежных экстремистских организаций с хорошей иерархией, дисциплиной, со своей идеологией, со своими вождями, лидерами.

Система образования не может в полной мере обеспечить всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.

Формирование общественного мнения, в том числе и самой молодежной среды, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии медленный, но верный путь в борьбе с экстремизмом.

Необходимость начать говорить на эту актуальную тему была продиктована политическими событиями, происходившими в декабре 2014 года и январе 2015 года на территории Европы и Украины.

Национальный экстремизм, как наиболее часто встречающаяся форма террористической деятельности, послужил основой для размышления в данном докладе. Мы живем в многонациональной республике. Крым один из наиболее неконфликтных и гармоничных в политическом отношении

новый регион России. Подтверждением тому служит отсутствие экстремистских националистических организаций, конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве. Тогда откуда возникают распри, обвинения, угрозы, недопонимания одной нации другой нацией в другом мире? Почему одна нация враждебна к другой? Когда рождаются ростки экстремизма и как это можно предотвратить? Всё это вопросы психологического характера, все они касаются национальной толерантности.

 

Национальная толерантность — понятие многоаспектное и может рассматриваться в психологии как с позиций личности, ее установок, ценностей, так и с точки зрения воспитания, развития. Впрочем, одно без другого в образовании не может существовать. Национальная толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих на развитие межличностных отношений, представляется наиболее актуальной задачей для воспитания подростков. Ведь как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке». Предлагаю понимать национальный экстремизм именно так – «уничтожение человеческого в человеке».

Мы живем в многонациональном социуме одного отдельно взятого социального учреждения, где в качестве воспитанников, психологов,воспитателей, сотрудников можно встретить разнообразные этносы. Живем, работаем, общаемся, учимся, ссоримся и миримся, и воспитываем, не обращая внимания на национальность, не задумываясь о том, что нас могут не понять и не принять. Уважение к собеседнику любого возраста – основа для воспитания толерантности, уважение к собеседнику любого этноса – основа для воспитания национальной толерантности. Само по себе уважение уже является отличной профилактикой распрей на

межнациональной или любой другой основе. Уважать – это значит понимать и принимать ценность другого человека, уважать его жизненный опыт и его мировоззрение. В одном корпусе ГБСУ РК  бок об бок проживают воспитанники всех национальностей, понимая и принимая культурные особенности, нравы другой нации.

 

 

В современном обществе особенно остро стоит проблема борьбы с такими асоциальными явлениями, как увеличение преступности, рост экстремистских настроений, разрушение традиционных ценностей. Одна из главных опасностей, связанных с распространением данных негативных тенденций, заключается в том, что они проникают, прежде всего, в подростковую и молодёжную среду, поражают наименее защищённую в социальном и психологическом отношении часть общества – детей и подростков.

Работая в реабилитационном центре для несовершеннолетних, я столкнулась с  этой проблемой напрямую. Одной из главных объективных причин роста экстремистских настроений в подростковой среде являются социальные недуги, низкий уровень жизни, отсутствие должных мер контроля  за воспитанием детей в неполных и неблагополучных семьях. Безнадзорность, отсутствие семейного воспитания, создают благоприятную почву для вовлечения молодёжи в асоциальную деятельность. Поэтому именно категория «трудных» подростков, лишённых полноценной семьи, в первую очередь, должна быть объектом внимания со стороны воспитателей, педагогов и психологов, ведущих профилактическую работу. Именно такие дети поступают к нам в Центр. Из-за сложившейся политической ситуации в мире, в Украине,  крымские подростки стоят на перепутье. В первую очередь наша задача, как воспитателей Центра, помочь им в этом.

Можно сказать, что проявления экстремизма в поведении молодого поколения порождаются отсутствием в стране условий и стимулов для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда, равных возможностей для реализации личностного потенциала. Это в свою очередь ведет к массовой маргинализации и криминализации значительных слоёв общества, росту социального недовольства и в ре- зультате – к угрозам национальной безопасности государства. Таким образом, основными источниками молодежного экстремизма в России являются, прежде всего, социально- политические факторы:

•             общий кризис социально-политической и экономической системы, порождённый коррупцией, разрушением традиционной системы ценностей и отсутствием чётко выраженной государственной национальной идеологии;

•             криминализация массовой культуры;

•             отсутствие альтернативных форм проведения досуга;

•             проблемы семейного воспитания, детская и подростковая безнадзорность.

Большую роль играют также личностные факторы, такие как деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание гедонистических ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, «застревание» на определенных фазах личностного развития, неумение выстраивать перспективу будущей (взрослой) жизни. Все это создает социально-психологическую почву для роста экстремистских настроений в молодёжной среде.

Для Российского государства, а для Крыма особенно, исторически сложившегося как многонациональное и многоконфессиональное государство, особую опасность несут национальный экстремизм, ксенофобия, этнический негативизм и другие формы проявления экстремизма. Они вносят раскол в российское общество и нарушают межнациональное и гражданское согласие.

Сегодня наш Центр обладает всеми необходимыми ресурсами для проведения профилактики проявлений экстремизма и национализма, воспитывая детей, подростков и молодежь в духе понимания, межнационального мира и терпимости (толерантности).

Для формирования правового сознания у нас проводятся единые дни правовых знании, круглые столы для воспитанников.

У нас проводятся мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию, формированию здорового образа жизни среди детей. Многие направления этой работы влияют на формирование толерантного сознания, профилактику экстремизма и терроризма.

 

Среди них:

- работа с ветеранами Великой отечественной войны;

- организация празднования Дня Победы.

Проведены разъяснительные беседы, направленные на правильное использование сети Интернет.

 

•             Так же запланированы  встречи воспитанников с сотрудниками органов внутренних дел  по разъяснению ответственности за правонарушения экстремистского характера.

•             Мною разработан план мероприятий по профилактике экстремизма, терроризма и ксенофобии. Я предлагаю провести тематические занятия:

•             «Давайте дружить народами»,

•             «Возьмемся за руки, друзья»,

•             «Нам надо лучше знать друг друга»,

•             «Приемы эффективного общения»,

•             «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья»,

•             «Профилактика и разрешение конфликтов»,

•             «Богатое многообразие мировых культур»,

•             «Семейные тайны»,

•             «Толерантность и межнациональные кон¬фликты. Как они связаны?»,

•             «Мы жители многонационального края!»,

•             «Что значит жить в мире с собой и другими?»

•             «Чувствовать, думать, любить, как другие…»

•             «Мы против насилия и экстремизма»

•             «Наша истинная национальность – человек»  и т.д.

•             Оформление тематических стендов:

•             Проведение политинформаций, направленных на формирование чувства патриотизма, толерантности, веротерпимости, миролюбия у граждан различных этнических групп населения «Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика», «Толерантность в правовом государстве»

•             Конкурс презентаций  пропагандирующих идеи толерантности  и диалога культур Познаем народы России и мира – познаем себя» по темам:

•             «Россия для всех кто в ней живет!»,

•             «Народы нашего края»,

•             «Наркотики и терроризм: паутина зла!»,

•             «Мой многонациональный Крым»

 Проведение разъяснительной работы среди учащихся по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов, духовенства:

                Гражданская и уголовная ответственность за проявление экстремизма.

Экстремизм – антисоциальное явление. Работа в этом направлении носит системный, многоаспектный характер, основанный на межведомственном взаимодействии и партнерских отношениях всех субъектов профилактики экстремизма, терроризма и национализма в детско-подростковой среде.

Таким образом, необходим комплексный подход для эффективной профилактики экстремизма в молодежной среде.

 

Ссылки:

1. Информационно-аналитические материалы к парламентским слушаниям на тему

«Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде» от 25.10.06 г. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/socium/xenoph/of061623.

 

2. Пресс-конференция главы МВД РФ Р. Нургалиева в РАМИ // РИА Новости. 24.04.2007.

Аннотация:

                Проблема профилактики экстремизма в молодежной среде весьма актуальна для современной России. Меры, предпринимаемые в целях профилактики  экстремизма, должны учитывать социально-возрастные и социально-психологические особенности молодежи. Необходимо сосредоточить основное внимание на семье, школе, уличных неформальных объединениях молодежи и СМИ как сфер формирования сознания  молодежи.

                

 

Бабаян А.В.

ГБСУ РК « Феодосийский межрегиональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей

© 2015-2024 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru
Бесплатный хостинг uCoz