Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 17:15

ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Меню
Категории раздела
Жизнь Центра [264]
Благодарности [196]
Каникулы [2]
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации о работе нашего учреждения?
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Организация работы по профилактике поведения, угрожающего жизни и здоровью подростка

Цель:

информационное просвещение воспитателей, педагогов- психологов, социальных работников, а также родителей воспитанников.

Задачи:

  • осветить проблему суицидального поведения несовершеннолетних;
  • познакомить с основами суицидологии;
  • познакомить с признаками суицидального поведения несовершеннолетних;
  • показать способы профилактики суицидального поведения несовершеннолетних;
  • показать роль детского телефона доверия в профилактике суицидов.

Операциональные определения:

  • Суицид, самоубийство (от лат. sui caedere— убивать себя)- это осознанное преднамеренное лишение себя жизни, умышленное самоповреждение со смертельным исходом, как правило самостоятельное и добровольное.
  • Парасуицид - (parasuicide) – это причинение вреда собственному здоровью, акт намеренного самоповреждения, не приводящий к смерти.
  • Суицидент – это человек, совершивший попытку суицида или проявляющий суицидальные тенденции, демонстрирующий суицидальное поведение.
  • Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности.
  • Суицидальные тенденции – это мысли о суициде, угрозы, высказывания и намерения , принятое решение о суициде, самоповреждения, суицидальные попытки, состояние после покушения на суицид.
  • Аутоагрессия - агрессивные действия, направленные на самого себя, проявляющиеся в самообвинениях, самоунижении, нанесении телесных повреждений вплоть до суицида.
  • Демонстративное суицидальное поведение – это попытка демонстративного суицида.
  • Аффективное суицидальное поведение - это импульсивные действия под влиянием ярких эмоций, без четкого плана, ведущие к самоповреждению, травме или смерти.
  • Истинное суицидальное поведение – обычно заканчивается смертью. Характерно продуманным планом действий и тщательной подготовкой.
  • Постсуицидальный кризис - период от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций.
  • Психологический кризис – это эмоциональное состояние, которое возникает при столкновении человека с непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению важнейших потребностей, а жизненного опыта преодоления таких препятствий нет.
  • Степень суицидального риска – оценка угрозы суицида по определенным критериям.
  • Признаки суицидального поведения – восемь характерных черт поведения, которые помогут распознать и предупредить суицидальное поведение на ранних этапах.
  • Депрессия - это психическое расстройство (от лат. deprimo— давить, подавить), характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления и двигательной заторможенностью.
  • Заигрывание со смертью – это рискованное поведение

 

Подростковый суицид

Психологический смысл подросткового суицида – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию.

Подростки, склонные к суициду, имеют характерные внутренние переживания:

  • Безнадежность, опустошенность, ощущение тупика. На этом фоне ребенок не чувствует своей способности справиться с проблемами, найти их решение;
  • Беспомощность, бессилие, невозможность планировать события своей жизни, жизнь направляется другими людьми и обстоятельствами;
  • Чувство неполноценности, никчемности, незначимости;
  • Чувство одиночества и изоляции: никто не помогает, не интересуется, не понимает меня.
  • Внутреннее состояние проявляется в характерном внешнем поведении:
  • Быстрая смена чувств, изменчивость настроения; надежды быстро вспыхивают и гаснут. Наблюдается синдром тревожно-ажитированного поведения: подъем настроения с признаками суеты и спешки;
  • Апатия, отсутствие интереса к чему-либо, бесполезное времяпрепровождение, депрессия, приступы бессилия, безволия; подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бесполезно проводит время, в поведении характерно оцепенение и сонливость;
  • Неспособность планировать и осуществлять текущие дела, паралич действия; внешнее спокойствие с оттенком болезненно мрачной погруженности в себя, отрешенность от забот и тревог; уход в мир фантазий, признаки бегства от реальности;
  • Низкая толерантность к конфликтам, нарастание немотивированной агрессивности, высокая ранимость и бурные реакции на неудачи;
  • Выраженное чувство вины, стыд за себя и отчетливая неудовлетворенность собой;
  • Употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
  • Противоречивость, двойственность намерений: высказывается желание умереть, но это – зов о помощи.

Вредные привычки подростков ведут к аутоагрессии

Вредные привычки – пагубные пристрастия - могут рассматриваться как причина и как следствие социальной дезадаптации подростков. Вредные привычки ведут к различным формам аутоагрессивного поведения. К числу вредных привычек принято в первую очередь относить употребление наркотических веществ, алкогольных напитков и табакокурение.

Аутоагрессия – это агрессия, обращенная на самого себя, это стремление причинить себе вред, боль, осознанное или бесознательноеАутоагрессивное поведение является проекцией агрессии на собственную личность.

Аутоагрессия проявляется в различных формах: 1) в форме самоуничтожающего поведения, а именно: алкоголизм, наркомания, суицидальное поведение, раскованное сексуальное поведение, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение; 2) в форме

самоповреждения; 3) в суицидальном поведении –крайней форме аутоагрессии.

Правила проведения беседы с подростком с суицидальными мыслями:

  • Выслушивание. Подростка часто пугают собственные намерения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать возможность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.
  • Банализация. Снятие представлений об исключительности страдания. Подростку его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею, не имеет достаточно жизненного опыта и не способен критически посмотреть не нее.
  • Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результативным способом профилактики суицида является описание, как будет выглядеть их труп.
  • Напоминание об обязанностях и связях с близкими. Искать в окружении подростка близкого человека, которого он не хотел бы огорчить своим поступком.
  • Взвешивание плохого и хорошего. Помочь сосредоточиться не только на негативных сторонах ситуации, но и «оживить» представление о том хорошем, что есть у него в жизни.
  • Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку полезно показать примеры того, как люди мужаются и продолжают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.
  • Использование имеющегося опыта решения проблем. Напомнить его навыки в разрешении проблем и привлечь его прошлый опыт для разрешения настоящей ситуации.
  • Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он будет опираться: сила воли, физическая сила, терпении
  • Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации которых подросток будет стремиться вперед.
  • Структурирование действий. Совместно с подростком выстраивается план действий на ближайшее время, ему рекомендуется придерживаться этого плана.
  • Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры
  • Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечься, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

Опасные игры: Смерть как модное увлечение

Самыми нашумевшим считаются группы «Синий кит» и «Разбуди меня в 4.20». Групп с таким названием сейчас ВКонтакте, кстати, несколько.

Сейчас также стало известно о еще одном смертельном квесте» Беги или умри», суть которого заключается в том, чтобы как можно быстрее пробежать рядом с движущимся транспортом и заснять это на видео. Все происходящее очень напоминает сюжет американского фильма «Нерв», вышедшего в прошлом году на экраны. По сюжету, герои фильма также должны были выполнять разного рода задания на время и снимать их на видео, собирая ко всему прочему подписчиков и лайки

 

Ну а чем завлекают такие группы подростков? По словам участников, ими двигал интерес: «Сначала с тобой связывается модератор, он узнает, что ты за человек, сколько тебе лет, с кем живешь, какие отношения в семье, встречаешься ли с кем-то и что привело в эту игру». Это очередная ловушка?

Самое странное в этом не только, что созданы группы, в которых подростков подталкивают к суициду столь необычным образом, но и тот факт, что именно модератор группы решает: умереть тому или иному подростку или нет.

Интернет – большой город. Только виртуальный. И прежде чем отпустить своего ребенка «гулять» по улицам этого города, нам, взрослым, нужно самим разобраться, как он устроен. Когда мы ведем ребенка на улицу, мы же говорим, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, брать у них игрушки, конфеты и тем более никуда не ходить с ними, куда бы они ни звали. Вот с интернетом то же самое. Нужно объяснить, что с детьми всякие маньяки и сумасшедшие используют сладости, а с подростками — играют на желании быть особенным и сделать что-то необычное и азартное.

Также необходимо объяснить, что есть разные виды озорства с обратимыми последствиями. Например, можно сильно поссориться с близким человеком, но потом помириться. Или даже можно не прийти домой ночевать, но потом вернуться. А есть эксперименты, которые имеют необратимые последствия. К числу таких экспериментов относятся эксперименты со здоровьем и жизнью. Некоторые переломы и отравления не лечатся, а мертвого человека невозможно вернуть к жизни. Некоторые подростки этого реально не понимают.

Как определить, кто попадает в группу риска

Всем нужно быть внимательными к проблемам и потребностям детей. Старайтесь их слышать, им нужно кому-то доверять, им важно, чтобы их поддерживали. Мысли о суициде или увлечение опасными играми могут свидетельствовать о том, что в ребенке накопилось много энергии, которая не находит подходящего выхода. Поэтому в группе риска дети, которых не обучили или не создали достаточно условий для самореализации, творчества.

Кроме того, суицидальным мыслям в большей мере подвержены дети, у которых отсутствует навык обращения за помощью. Для них сложно признаться, что у них что-то не вышло. Тем более, от них везде и много требуют – в школе заданий, дома оценок, в спортивной секции – результатов. Рассказывайте детям истории о том, как вам приходилось обращаться за помощью, о том, как это было среди ваших друзей. Чем больше историй – тем больше вариантов и моделей. Дайте понять, что самостоятельность и автономия — это важные ценности, но не абсолютные.

Очень важно говорить с ребенком не только о его действиях, но о его переживаниях, о том, что

он чувствует. К сожалению, у нас многие взрослые не умеют называть и определять свои чувства. Особенно это касается мальчиков и мужчин, которые с детства получают запрет на выражения чувств и эмоций. Важно объяснить, что это нормально — жить с таким переживаниям, как смятение, печаль, одиночество. Нужно дать понять, что все люди время от времени испытывают такие чувства и рассказать, что вы делали, когда попадали в такие ситуации.

Признаки, по которым можно определить, что ребенок попал в подобную игру:

Но сразу оговорюсь, наличие этих «симптомов» не обязательно может означать именно попадание ребенка в группы смерти. Возможно, с ним что-то не так по другим причинам, например, здоровье или влюбленность. Не делайте резких действий по отношению к вашему ребенку, особенно если он/она — подросток.

1. Беспричинное изменение поведения. Был спокойным — стал нервным. Или был агрессивным, задиристым, а стал «тормозным» или нарочито вежливым.

2. Нарушение сна: сонливость или бессонница. Поверхностный сон: ребенок вроде бы спал достаточно долго, но чувствует сонливость и усталость в момент пробуждения.

3. Общительный подросток становится вдруг замкнутым, использует в общении односложные ответы.

4. Пренебрежительное отношение к своей внешности. Касается особенно тех подростков, которые раньше не были в этом замечены: сын или дочь перестает умываться, чистить зубы, одевается неопрятно.

5. Депрессивные посты в соцсетях. Публикации на своей страничке мрачных образов или цитат, связанных со смертью.

6. Употребление спиртного и наркотиков теми, кто ранее не злоупотреблял ими.

7. Явная замедленность темпа речи, монотонность.

8. Действия, которые можно трактовать как прощание, завершение: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей друзьям.

Бить тревогу не стоит внезапно. Стоит научиться слушать и слышать ваших детей. Я собрала советы специалистов, которым сама доверяю о том, что можно сделать еще перед тем, как бить тревогу и как обнаружить нехорошие сигналы изменений. Страничка вашего ребенка в социальных сетях способна рассказать о нем многое. Обратите внимание на псевдоним, аватарку (главная фотография профиля), открытость или закрытость аккаунта, группы, в которых состоит подросток, а также на то, чем наполнена страница — видеозаписи, фотографии и друзья.

Тревожные сигналы из соцсетей

1. Если профиль страницы закрыт даже от вас, постарайтесь аккуратно выяснить, по какой причине.

2. Закрывание лица руками либо одеждой на фотографиях, демонстрирование указательного пальца на таких снимках, загруженных в социальных сетях символизируют суицидальные мысли.

3. Если подросток размещает у себя на странице фразы, иллюстрации на тему самоунижения и нанесения себе травм и порезов, это плохой знак.

4. Опасными считаются такие символы, как медузы, кошки, бабочки, единороги, съемки с высоты, крыш и чердаков, а также изображение того, как киты плывут вверх. Обратите внимание, не упоминает ли он в общении с кем-либо фразу «море китов группа смерти».

5. Чрезмерное увлечение копированием на своей страничке строчек из некоторых стихотворений, например, С. Есенина и И. Бродского, посвященных смерти, а также цитат из мистических книг должно насторожить родителей

6. Группа подозрительных «друзей», появившихся за короткое время, свидетельствует о том, что подросток попал в опасную компанию.

7. Не стоит закрывать глаза и на участившиеся комментарии о смерти — как устные, так и к фотографиям в социальных сетях.

8. Сохранение на своей страничке в социальных сетях странной депрессивной музыки (особенно музыкальных направлений, пропагандирующих печаль и смерть) — один из ярких «симптомов» суицидальных наклонностей.

9. Следует проследить, размещает ли подросток у себя на страничке подобные изображения или эмодзи (рисунки китов), которые приводит в пример WоMи в этой статье.

Внешние признаки, изменений поведения вашего ребенка:

  • Необъяснимое желание похудеть, сильная критика в адрес полных людей.
  • Увлечение кофе, ранний утренний подъем (если за подростком такого раньше не наблюдалось).
  • Выбор черной мрачной одежды, возможно, с символами, ассоциирующимися со смертью.
  • Внезапное изменение внешности: выбривание висков, окрашивание волос в неестественные тона.
  • Появление на теле следов порезов, ожогов и иных признаков членовредительства (шрамы, ямы на теле, порезы, проколы).
  • Постоянная вовлеченность в виртуальный мир, увлеченная переписка в сети (часто с малознакомыми людьми).
  • Необычный сленг в переписке, которым ребенок раньше не пользовался.
  • Закрытие доступа к девайсам, установка дополнительных паролей на домашнем компьютере, использование браузеров, предоставляющих возможность анонимного просмотра страниц.
  • Пристрастие к мобильным приложениям с внутренними чатами.
  • Рисунки странного характера (перевернутые кресты, сатанинские звезды, масонские знаки).
  • Появление идеи установить в спальне зеркало напротив кровати.
  • Увлеченность мистическими фильмами и сценами жестокости и насилия.
  • Неожиданное желание сделать татуировку со странными символами.
  • Отказ от общения с родителями и маскировка своих проблем и переживаний.

 

 

ВАЖНО:

  • Если вы обнаружили у ребенка хотя бы несколько из вышеперечисленных признаков, если вы подозреваете, что он состоит в «группе смерти», не кричите и не требуйте от него «срочно прекратить». Любой конфликт может спровоцировать осуществление задуманного.

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

© 2015-2024 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru
Бесплатный хостинг uCoz