Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 28.09.2020, 20:41

ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Меню
Категории раздела
Жизнь Центра [163]
Благодарности [140]
Каникулы [1]
Наш опрос
Считаете ли Вы, что работники учреждения вежливы, доброжелательны и внимательны?
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обучающий семинар "Профилактика бродяжничества и самовольных уходов несовершеннолетних"

«Профилактика бродяжничества и самовольных уходов несовершеннолетних»

Система профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей стране является достаточно организованной. Осуществляется взаимодействие между обществом и государством, однако не все ресурсы задействованы, так как проблема самовольных уходов несовершеннолетних из детских домов, несмотря на предпринимаемые меры профилактики, продолжает оставаться одной из трудноразрешимых. Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, а особенно ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, в том числе органов образования, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних. На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам. Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости. Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.

Далее в моем выступлении пойдет речь  о профилактике самовольных уходов несовершеннолетних в реабилитационных центрах для несовершеннолетних (далее: Центр), то есть в учреждении с круглосуточным пребыванием воспитанников.

Проблема бродяжничества весьма распространена и у нас, и за рубежом и связана с тяжелым для детских учреждений явлением – побегами, процент которых может варьироваться от 1,5% до 70 %.

Бродяжничество - один из наиболее часто встречающихся типов отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий. Первые побеги делят на реактивные, планируемые и немотивированные.

Выделяют социально-экономические, социально-психологические и медико - психологические причины развития детской безнадзорности и беспризорности. Особое внимание уделено бродяжничеству детей интернатных учреждений, реабилитационных центров. Представлены три этапа формирования бродяжничества, после первого и второго этапов часто наступает период обратного развития синдрома уходов. Истинно патологическим является третий этап, когда уходы и бродяжничество становятся непреодолимыми, ребенок или подросток не в силах им противостоять. При возникновении третьего этапа склонность к бродяжничеству сохраняется и в зрелом возрасте. Здесь необходимы консультации специалиста-психиатра либо комплексное психиатрическое обследование. Чтобы детская беспризорность и безнадзорность в России не приняла общегосударственных масштабов, требуется разработка комплекса профилактических мер борьбы с этим явлением на государственном и общественном уровнях.

Большую часть юных «путешественников» составляют «государственные» дети, больше половины из них после поступления в казенное учреждение не проводят в нем даже трех месяцев и совершают первый побег. Основной причиной этого является невозможность ребенка адаптироваться к  жизни в государственном учреждении. Для эффективного взаимодействия педагогов, воспитателей с несовершеннолетними детьми склонными к побегам необходимы определенные личностные качества и умение правильно выстраивать общение с такими детьми.

Для подростков со склонностью к бродяжничеству характерно проявление делинквентных форм поведения. Для таких подростков свойственна степень отрицания общепринятого уклада жизни и лежащих в его основе представлений о ценностях может варьировать от усиления вообще свойственных подросткам нонконформизма, реакций оппозиции и протеста до явно асоциального поведения, сопровождающегося повторным нарушением правовых норм. У несовершеннолетних склонных к побегам и бродяжничеству преобладают аутистические, гипертимные, циклоидные и психастенические черты личности, патохарактерологические реакции эмансипации; характерен низкий уровень конформности. Для подростков со склонностью к бродяжничеству характерно проявление делинквентных форм поведения.

Профилактика побегов, самовольных уходов, бродяжничества, как одной из форм отклоняющегося поведения может проводиться по четырем стратегическим направлениям:

•           Информирование о влиянии отклоняющегося поведения (агрессивного, противоправного, аддиктивного поведения, бродяжничества) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека – слабый уровень эффективности (но совсем без этого нельзя).

•           Развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений – средний и высокий уровень эффективности.

•           Развитие умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации - средний и высокий уровень эффективности.      

•           Организация различных «мероприятий», которые позволяют подросткам на практике удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и навыки (соревнования, походы, работа в различных молодежных организациях, волонтерство в организациях, работающих по развитию подростков и т.п.) – высокий уровень эффективности. Второе и третье стратегическое направление имеют решение в рамках социально-психологических тренингов для подростков.

Профилактика бродяжничества детей и подростков будет эффективной, если она будет проводиться системно в рамках учебно-воспитательного процесса и процесса социальной адаптации с обязательным учетом ограниченных возможностей здоровья, личностно-психологических и поведенческих особенностей детей и подростков.

 

Стратегические направления развития ресурсов подростка. Индивидуальные меры профилактики бродяжничества.

            Развивать подростка необходимо с опорой на его ресурсы и с учетом его потребностей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворять конструктивным образом.

Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

Одна из возрастных задач подростков – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

  1. Организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т.д.

  2. Снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей. Переживание «драйва». Подростки любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить с «кем-то, но не со мной». Это может проявляться и в особенностях побегов, самовольных уходов: «Вот убегу, погибну, посмотрим тогда, как они будут жалеть, что…(чего-то лишили, что-то запретили и т.д.)».          

Подростки весьма отстраненно воспринимают аргументы, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем, что у них могут рождаться дети-уроды, если они будут употреблять алкоголь или наркотики и т.д. Ведь это может быть когда-то, очень в далеком будущем, а может быть, не будет никогда. Подросток ориентирован на конкретное «сегодня». К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Это свойственно и детям. Дети любят рассказывать друг другу разные страшилки, обязательно с неожиданными жуткими концовками. Дети при этом испуганно и радостно визжат, глаза возбужденно округлены. Они радостно переживают мгновения страха, зная при этом, что они находятся в абсолютной безопасности. В подростковом возрасте такие страшилки уже не пугают. Им на смену приходят фильмы ужасов. Но это все «не по правде». А им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

            1. Организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т.д., где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение, выражение гнева принимает четкие формы, ограниченные правилами, выбрасывается адреналин. Подросток имеет возможность самореализоваться. Для тех, кому трудно найти внутренние границы и ориентиры, в спорте всегда есть определенные четкие правила, дисциплина и порядок. В общем, действительно, спорт – это настоящая панацея от множества вероятных опасностей и бед. Именно поэтому развитие работы спортивных организаций, доступность участия, разветвленность и разносторонность по видам спорта является важнейшим направлением профилактики бродяжничества, как одной из форм отклоняющегося поведения. Проблема в том, что не каждый подросток идет в спорт. И так было, есть и будет всегда. Поэтому от взрослых требуется немало творчества и желания, чтобы организовать и другие формы работы для создания возможности переживать настоящий «полезный драйв».

            2. Яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения («драйва») в темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности и саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение.

Получение удовольствия.

Стремление к наслаждению присуще любому человеку. Но зрелые люди знают, что для достижения настоящего удовольствия нужно проделать определенный путь. Чтобы его получить, нужно приложить усилия. Зрелый человек может отложить получение любого удовольствия, если этого требуют обстоятельства,  тем больше будет наслаждение, когда он сможет себе его позволить. Удовлетворение от того, что удовольствие заслужено, делает его особенно глубоким. К сожалению, многим подросткам свойственно стремиться получить все и сразу без усилий. Это желание часто сочетается со стремлением разрушать запреты, которые в детстве воспринимались спокойно и принимались как устоявшиеся правила жизни. Большое значение имеет подростковая сексуальность. Это время, когда онанизм – нормальный способ сбросить сексуальное напряжение. Однако многие взрослые вступают в активную борьбу с мастурбацией ребенка. Подкарауливают момент мастурбации и наказывают подростка, стыдят, пугают последствиями. Так сексуальное удовольствие сливается у подростка с чувством стыда и вины. В таком случае сексуальная разрядка не приносит разрядки эмоциональной. Замещением сексуального удовольствия могут стать наркотики.

Профилактические меры:

1.Обязательный и серьезный подход к обучению подростков получать удовольствие и наслаждение без наркотиков. Обучение наслаждаться ощущениями (например, массаж, упругий душ, уход за телом – в отличие от поспешных гигиенических процедур). Обучение наслаждаться эмоциональными состояниями (например, при слушании трансовой и релаксационной музыки, визуализации, медитации, ритмичных танцах и т.д.).       

2. Сексуальное просвещение педагогов, воспитателей, родителей и подростков.

3. Демонстрация и детальное описание болезненных состояний наркомана. Следует обращать внимание на то, что быстро наступает полное отсутствие удовольствия при приеме дозы. Наркотик начинает восприниматься уже как необходимое лекарство для избавления от мучений, а не как источник наслаждения.

            Поиск способов избавления от скуки.

Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться также серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Никто не хочет переживать скуку, но часто люди не могут самостоятельно избавиться от этого чувства. Особенно свойственно переживание скуки подросткам.

Чаще всего скука – это следствие какой-либо из следующих причин:              

1.Отсутствие смысла жизни: нет желаний, все представляется бессмысленным, нет интересов, стремлений – такое состояние называют ноогенным неврозом. 

Как правило, он является следствием деструктивного опыта:

- полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

- тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

- чрезмерного баловства, когда ребенок не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда всего слишком много;

- чрезмерной критичности взрослых – хотеть чего-то или к чему-то стремиться опасно и болезненно, потому что за это могут высмеять или унизить; тем более опасно чего-то достигать, добиваться – малейшая ошибка приводит к жесткому осуждению.

 2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: - на фоне гормонального всплеска подросток томится в ожидании «настоящей любви»; - при общении с друзьями не происходит ничего интересного (именно для того, чтобы как-то избежать скуки, подростки часто совершают рискованные поступки или даже правонарушения);

- подросток хочет, чтобы его уважали, но если он не обладает лидерскими качествами и не является «вожаком стаи», он может считать это для себя недоступным, и неудовлетворенность может переживаться им как скука;

- многие подростки склонны мечтать о недоступном: совершить какой-то подвиг (но не подворачивается случай), стать звездой экрана (но не хватает способностей или возможностей), получить редкую романтическую профессию (но не хватает усидчивости в учебе, не верит в собственные силы, считает такую профессию уделом редких счастливцев), встретить инопланетную цивилизацию и вступить с ней в контакт (но не везет – не встречается); все остальное кажется мелким, серым, скучным.

3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет; ожидание всегда томительно и скучно. Многие подростки более или менее систематически переживают чувство скуки. К неумению отчетливо сознавать свои потребности и предпринимать последовательные шаги к их удовлетворению примешивается «сексуальная тоска» - гормоны «кипят», и на осознанном уровне подросток мечтает о любви (которая в этом возрасте всегда сопряжена с большими проблемами). Потребность «взрослой» любви так велика (особенно это свойственно девушкам), что на какой-то период все остальное может восприниматься как нечто неглавное, второстепенное, не дающее настоящего удовлетворения своей жизнью. Все это в комплексе может переживаться как время «пока еще не…». Многие юноши живут «пока», если они знают о неизбежности своей службы в армии: стоит ли относиться к чему-то слишком серьезно, если все равно все изменится после службы.

4. Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

5. Неумение выстраивать цели для всей жизни и для временного периода: подросток может испытывать различные желания, но они сменяют друг друга в хаотическом, никогда не реализуясь; когда нельзя просто протянуть руку и взять то, что хочешь, подросток не видит пути между желанием и его получением; это похоже на ребенка, который может решать задачки только в одно или два действия – более сложное решение ему недоступно; подросток, не умея сложную задачу разделить на небольшие шаги, просто отказывается от осуществления желаемого; это приводит к неудовлетворенности и скуке. День за днем испытывая скуку, подросток стремится избавиться от нее любым путем вплоть до побега.

Профилактические меры:

1. Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми.

2. Создавать условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, принимать необходимость ожидать возможности для получения чего-либо, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

3. Позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях вместо того, чтобы ругать и критиковать за неудачи.

4. Развивать лидерские качества, уверенность в себе.

5. Развивать творческие способности. Учесть, что все дети рождаются с творческими способностями. Отсутствие этих способностей – результат их блокирования чрезмерной критичностью, чрезмерным контролем, излишней гиперопекой или отсутствием возможности для их развития. Плюс в том, что творческие способности могут развиваться в любом возрасте.

 6. Придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя.

7. Придерживаться и говорить об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня.

8. Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

 Принадлежность к социальной группе («я как мои друзья») или страх перед физической и моральной расправой за сопротивление влиянию.

В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т.д. Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него – потерять их расположение. Даже когда друзья приглашают подростка участвовать в правонарушениях, попутешествовать или употребить наркотик «за компанию», он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению. В других случаях подростки не просто боятся потерять их расположение, но и опасаются мщения со стороны сверстников за открытое противостояние. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры:

1. Развитие уверенности в себе.

2. Развитие положительного отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

3. Обучение выстраиванию независимых отношений.

4. Обучение эффективным моделям выстраивания противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

5. Развитие физической силы, а как следствие – смелости при угрозах. Физическое развитие подростка значительно снижает желание сверстников воздействовать на него силовыми методами.

6. Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогают подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.

Протест против взрослых.

Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против взрослых (педагогов, воспитателей, родителей), их правил, установок, но на самом деле его зависимость от них еще очень велика. Подросток заявляет: «Я не буду жить так, как вы!». Но как жить по-другому, он еще не знает. Часто тинейджеры совершают то или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. Подросток часто делает то, что ему запрещают. Иногда заведомо зная, что вредит себе, он делает что-либо, следуя формуле: «Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!». Особенно ярко проявляется дух противоречия, когда между взрослыми и детьми нет взаимопонимания, отношения выясняются через скандалы, оскорбления. Побеги, бродяжничество, отклоняющееся поведение становятся вызовом, крайней формой протеста. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если взрослые совсем не интересуются жизнью детей. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость. Отклоняющееся поведение в таком случае становится одновременно формой протеста и выполнением бессознательного предписания уничтожить себя.

Профилактические меры:

1.         В социальных играх и тренингах через создание условий, метафорически воссоздающих жизненные ситуации, обращать внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Лучше тему ответственности обсуждать в игровой форме, когда подросток сам понимает ее необходимость

2.         Обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и что- то доказывать?»

3.         Обучение подростка ассертивному (то есть неагрессивному и в то же время уверенному) отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

4.         Обучение педагогов, воспитателей, родителей эффективному взаимодействию с подростком.

Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе. Подросткам свойственна неуверенность в себе. Это вызвано тем, что подросток примеривает на себя образ жизни взрослого человека (так как он ее понимает). Соответственно он предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала: супермен, суперталант, суперпривлекательность, суперуспешность, суперсмелость и т.д. Этим требованиям трудно соответствовать даже взрослым людям. Так что разница между идеальным образом себя и тем, что подросток представляет собой в реальности велика и очень его расстраивает. С одной стороны, он стремится показать себя лучше, чем есть на самом деле, с другой – чувство «несоответствия» держит его в постоянном напряжении.

 Профилактические меры:

1.Развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя.

2. Обучение ставить перед собой реалистичные цели личного развития и пошагового их достижения.

3. Постоянная поддержка при достижении поставленных целей и развитие веры в себя через подчеркивание достижений и спокойного отношения к временным неудачам.

4. Обучение приемам и методам снятия стрессового напряжения.

Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований. Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Он особенно чувствителен к несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его высоким идеалам. Он может восхищаться «киношными» героями и глубоко презирать бытовую суету. Часто его требования справедливости и категоричные оценки вызывают откровенные насмешки взрослых. При этом подросток уже многое понимает, многое видит. Будучи не в силах преодолеть равнодушие и/или погруженность в себя взрослых, он бессознательно формирует психологические защиты от остроты переживаний. Он может стать циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать. Внутренний конфликт между стремлением к справедливости, чистоте и демонстрацией цинизма и равнодушия тревожит подростка. Он ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Для этого могут служить самовольные уходы, бродяжничество и другие формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1. Обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным изменениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу.

2. Обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений

3. Психологическое сопровождение подростка при переживании горя, разочарования в любви. Распространение информации о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу

 

Таким образом, профилактика побегов, самовольных уходов, бродяжничества, как одной из форм отклоняющегося поведения может проводиться по четырем стратегическим направлениям:

1. Информирование о влиянии отклоняющегося поведения (агрессивного, противоправного, аддиктивного поведения, бродяжничества) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека – слабый уровень эффективности (но совсем без этого нельзя).

2. Развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений – средний и высокий уровень эффективности.

3. Развитие умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации - средний и высокий уровень эффективности.

4. Организация различных «мероприятий», которые позволяют подросткам на практике удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и навыки (соревнования, походы, работа в различных молодежных организациях, волонтерство в организациях, работающих по развитию подростков и т.п.) – высокий уровень эффективности. Второе и третье стратегическое направление имеют решение в рамках социально-психологических тренингов для подростков.

 

Психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям, выступающим в качестве воспитателей:

1. Единообразие требований воспитателей. Для этого коррекционную работу желательно строить с учетом мнения каждого воспитателя, чтобы предъявить к учащимся единые требования. Необходимо постоянно стремиться к наибольшему сближению позиций воспитателей воспитанников для недопущения потери авторитета старших среди воспитанников.

2. Адекватность требований. Соответствие требований возможностям воспитанника. Предоставление воспитаннику права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Следует учитывать, что навязывание воспитаннику собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов вызывает обычно у него чувства неуверенности, неполноценности, ущербности, а порой и агрессии.

3. Обеспечение эмоционального комфорта воспитанника. Нежелательно, чтобы он воспринимал воспитателя как чужого человека, настроенного против него. Поэтому можно пожелать педагогу воспринимать трудных подростков такими, какие они есть, спокойно, проявлять сдержанность при каждом новом их негативном высказывании и проступке.

4. Усиление контроля. В нем особенно нуждаются импульсивные, невыдержанные дети. Рекомендуется всеми средствами вызывать чувство раскаяния трудного подростка за содеянное. Необходимо реже прибегать к наказаниям, чаще использовать такие средства воспитательного воздействия, как стимуляция примерного поведения, демонстрация чувства огорчения за проступок воспитанника, отказ от похвалы.

5. Поощрение активности. Рекомендуется загружать гиперактивных и неорганизованных детей полезной и увлекательной деятельностью, не оставляя им свободного времени для безделья.

6. Избегать приклеивания ярлыков. Пересмотр воспитателем своих негативных суждений о трудных воспитанниках  как о неисправимых, быстрая положительная реакция и поощрение их усилий по определению своих недостатков в учебе и общении.

7. Использование похвалы и поощрения. Трудных воспитанников хвалят  за способности, за повышение уровня воспитанности, а также за творческие усилия.

 8. Применение наказания в ограниченных, но необходимых случаях. Основные усилия направляем на формирование адекватной самооценки, уровня притязаний и мотивации достижений.

Для возникновения у воспитанника адекватной самооценки желательно, чтобы воспитатель в своих отношениях с воспитанниками руководствовался следующими правилами:

1) уделять внимание всем воспитанникам;

2)находить время для личного контакта с каждым воспитанником;

3) отмечать успехи воспитанников и оценивать их справедливо;

4) учитывать индивидуальные особенности воспитанников.

 Большое влияние на отношения ребенка к себе оказывает отношение воспитателя, если оно адекватно и может быстро перестраиваться в связи с развитием воспитанника, тогда отношения между ними предсказуемы и благоприятны для развития положительной самооценки воспитанника.

Пять качеств необходимые в общении с ребенком, склонным к бродяжничеству:

-Терпение. Это самая большая добродетель какая только может быть у воспитателя (педагога, родителя)

-Умение объяснять. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким

-Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка

-Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, побуждайте его желание еще раз услышать вашу похвалу.

-Оптимизм. Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах – он будет чувствовать себя личностью.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алемаскин М.A. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. — М.: НИИОП, 1980.

2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. — Л.: Гос. ин-т по изучению мозга, 1935.

3. Байярд Т.. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.

4. Беличева С.А. Сложный мир подростка. — Свердловск: Сред,- Урал.кн. изд- во. 1984.

5. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. — М.: Знание, 1982. 10. Белкин А. С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1981.

6. Беспризорное и безнадзорное детство в региональном измерении (опыт комплексного анализа)./Авт. коллектив: Н.М. Байков, Л.В. Каширина, Ю.В. Березутский, Н.П. Сидорова, Л.К. Золотарева, М.А. Сидорова, Н.В. Нозикова, В.Н. Шиян, В.В. Миндогулов, Л.С. Чурилова. Хабаровск: ДВАГС, 2002. – 104 с.

7. Гребенюк О.С. Педагогика

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей

© 2015-2020 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru
Бесплатный хостинг uCoz