Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 24.09.2020, 09:55

ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Меню
Категории раздела
Жизнь Центра [163]
Благодарности [140]
Каникулы [1]
Наш опрос
Как Вы можете охарактеризовать благоустройство помещений и территории?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Добро и зло

Добро и зло может быть не только в человеке.

 

Беседа-дискуссия для детей 7-11 лет

 

Разработала и провела социальный педагог Томинец Полина Александровна.

 

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи:

- дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности.

- повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Ход занятия:

 

1. Психологическая разминка. Ребята, мне хотелось свами посоветоваться, услышать ваше мнение. Вы готовы поговорить? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте треск костра, тишину... Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Нам хорошо! Пусть всем будет хорошо!" (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки.) Что вы почувствовали? Добро, тепло, сближение. А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Социальный педагог: Вы правы, тишина, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в мире стало светлее, добрее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.
“Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Вопросы для обсуждения:
•Что такое добро и зло? Что значит быть добрым? что такое доброта?
•Добро и зло в нашей жизни
•Человек и обстоятельства
•Милосердие
ответы детей.

2. Работа с понятиями
Как вы понимаете значение слов "добро и зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…добро – это…»
«Доброта – это ...»
«Добрый человек – это ... »
«Милосердие – это…»
В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).
Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
3. Инсценировка
Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Ответы детей.


Значит доброта первую очередь связана с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – качества человека, благодаря которым он способен творить добро.

 

К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по-настоящему добрый человек? Ответы детей. А вы знаете таких людей? Да, это только святые могли быть абсолютно добрыми, а мы должны понуждать себя на добро постоянно.


4. Изучение основной проблемы
У меня записаны на листе вопросы к обсуждению:
•Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
•Можно ли принудить человека быть добрым?
•Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.


Ответы детей.


Воспитатель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.
Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.
Социальный педагог: Зло и добро живут в нашем мире.
(метод антитезы)
Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)
•Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм)
•Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
•Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.
•Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.
•Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
•Добро – когда миром правит любовь!
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.
Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив». А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детские.
– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?
Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
послушаем рассказы

 

5. Рассказ первый
«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.
Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.
– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй
«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В. Титов. «Всем смертям назло…»)

. У меня к вам вопросы:
– Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»? Ответы детей.

Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости — страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?
6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»
Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.
Упражнение «Объясните»
Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?» Привести пример -оскорбил словом. Пусть дети выберут вариант ответа
1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).
Кстати часто люди приписывают другому те мысли и недостатки, которые есть у них самих .Примеры.

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие. Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни — увеличивать добро в мире».
Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца нашей беседы, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта

 

Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

 

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы - можно взять пословицу любую на обсуждение.
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял взрослый, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

На этой доброй ноте мы заканчиваем нашу беседу Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего вечера?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём "Огонёк добра" или "иди вперёд дорогою добра"

 

Дополнения к беседе ДОБРО И ЗЛО…
1. Реальные ситуации , когда мы не делаем добро : добрые слова и дела для мамы, дразнят и обижают кого-то в классе, брошенный котёнок, доброе отношение к дереву , реке (не гадить),отношение к БОМЖу, давать ли списать однокласснику.
2.Для добра нужно принять решение и начать действовать. Мешает этому что? -лень, некогда, что обо мне подумают, нерешительность, равнодушие(моя хата с краю), кто-нибудь пусть другой поможет, не видим зла, т.к. сами им наполнены.
3. После привычки делать добро приходит время подвига, т.е. великого ДОБРА. Виды подвига какие ? - спасти кого-то, защитить Родину, пожертвовать собой, много потрудиться не для себя, а для всех.
4.Чтоб душа была доброй -поставь себя на место другого.
5.Два вида добра:
первый -хотя бы не делать зла , если не замечаем поля деятельности для добрых дел и второй путь- активно делать добро(сажать деревья, замечать тех, кому нужна помощь или поддержка)
Иногда доброе слово даёт мощную поддержку, человек начинает верить в себя, у него появляются силы, чтоб тоже нести в мир добро. «Стяжи Благодать и тысячи вокруг тебя спасутся"
Сотвори добро и в воду брось,

Сотвори, не мысля, что авось

Воздадут тебе за то добро,-

В речку брось, не более того;

В море унесет его река,

Чтобы море подсластить слегка,

Чтобы поднимался добрый пар,

Небесам неся своей щедрый дар,

Чтобы небо полнилось добром

И добро, чтоб, изойдя дождем,

На поля и душу пролилось...

Сотвори добро и в воду брось.

 


Привести обязательно пример выбора между двух зол, или выбора между двумя правдами (например, надо помочь маме в огороде, а тут срочно позвал друг поговорить, т.к. у него стряслась беда, он поссорился со своими родителями. Что главнее? как поступить?)

 

 

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей

© 2015-2020 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru
Бесплатный хостинг uCoz