Главная | Регистрация | Вход | RSS | Четверг, 25.04.2024, 21:06 |
ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Беседа на тему «Проступок. Правонарушение. Преступление».Цели: 1. Дать воспитанникам представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия. 2. Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом. 3. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру. Ход занятия:
Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ” Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. - И сегодня наше занятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. Мы попробуем в ходе него разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! В конце-концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс», «Административный кодекс». - Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление».
2. Основная часть. Что общего между проступком, правонарушением и преступлением? (Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов). - Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему? (Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление). 1. - Рассмотрим несколько ситуаций. Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил). - Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? ( Устав школы). - А в вашей школе есть устав?(Да). - Вспомним его вместе. (Дети обязаны ходить ежедневно в школу, не пропускать занятия без уважительной причины, не портить имущество..) - Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (Проступком). - Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученика могут вызвать на беседу к завучу, к директору, на совет профилактики школы). - Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении. Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление). - Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации. В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. - Представьте себе следующую ситуацию. Ситуация № 3. Старшеклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение? (Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры). - Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах». Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок – это … (Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение). 2. - Приведите свой пример проступка. (Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем). - Сформулируем определение правонарушения. (Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста). - Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?(Родители или лица, их заменяющие). - Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?(Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию). - Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму? (Нет. В тюрьму сажают за преступления). - Дайте определение преступлению. (Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности). - С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14-ти лет). - За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления? (Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа). - Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы. - Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете правую руку, если нет – левую. Всем понятны правила? Итак, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.(Дети поднимают руки) - Объясните, почему это проступок?( Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок). - Есть ли у девочек выбор? 3.
(Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами). - Что они могут им сказать? (Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут). - А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?(Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт). - Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И если должны, то кому? (Да, родителям, старшим братьям, полицейскому). - Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?(Дети поднимают руки). - Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему? (Это преступление). - Назовите, какое именно преступление. (Кража. Грабёж). - Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?(Это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества). - Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?(Конечно, должна рассказать родителям и заявить в полицию). - Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?( Да, ей не нужно было идти одной в позднее время). - Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил. Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?(Дети поднимают руки). - Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?(Преступление). - Какое именно?( Кража – тайное хищение чужого имущества). - Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому? (Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию). - Как бы вы поступили в такой ситуации? (Рассказал бы отцу. Рассказал бы учителю.\ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги). 4. - Ситуация № 4. Группа ребят из старшего класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?(Дети поднимают руки). - Какое преступление совершила группа старшеклассников? (Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев). - Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением? ( Да, это грабеж). - Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы? (Тоже попытались бы заступиться за малышей. Рассказали бы об этом директору школы или учителю).
3. Итог занятия. - Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление? (Да. Нет). - Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.(Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение). - Что такое правонарушение?(Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность). - Дайте определение преступлению. (Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации). |
|
© 2015-2024 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" |
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru |
Бесплатный хостинг uCoz |