Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 23.09.2020, 19:35

ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Меню
Категории раздела
Жизнь Центра [163]
Благодарности [140]
Каникулы [1]
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством и полнотой информации о работе нашего учреждения?
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Беседа на тему «Проступок. Правонарушение. Преступление».

Цели:

1. Дать воспитанникам представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, научить различать эти понятия.

2. Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.

3. Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- И сегодня наше занятие – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. Мы попробуем в ходе него разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце-концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс», «Административный кодекс».

- Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме: «Проступок. Правонарушение. Преступление».

 

2. Основная часть.

Что общего между проступком, правонарушением и преступлением? (Все они обозначают нарушение каких-либо правил или законов).

- Можем ли мы сказать, что эти понятия обозначают одно и то же? Да – нет? Почему? (Наверное, нет. Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление).

1.

- Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил).

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

( Устав школы).

- А в вашей школе есть устав?(Да).

- Вспомним его вместе. (Дети обязаны ходить ежедневно в школу, не пропускать занятия без уважительной причины, не портить имущество..)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(Проступком).

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (Да. Ученика могут вызвать на беседу к завучу, к директору, на совет профилактики школы).

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? (Проступком их действия назвать нельзя, так как они противозаконны. Скорее всего, эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Старшеклассники Саша, Оля, Наташа и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это не преступление. По всей видимости, это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Итак, мы рассмотрели несколько различных ситуаций. Попробуем теперь дать определение проступку, правонарушению, преступлению. Проступок – это …

(Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение).

2.

- Приведите свой пример проступка. (Ученик нарисовал ручкой в тетради соседа по парте, не поздоровался с директором школы или учителем).

- Сформулируем определение правонарушения.

(Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста).

- Ребята, за административное правонарушение ответственность наступает с 16 лет. Кто же несет ответственность за ваши действия, если вам еще нет 16-ти лет?(Родители или лица, их заменяющие).

- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершенное вами административное правонарушение?(Штраф; подростка могут поставить на учет в милицию).

- Правильно: предупреждение, штраф, могут поставить на учет в милицию, а могут ли за административное правонарушение посадить в тюрьму?

(Нет. В тюрьму сажают за преступления).

- Дайте определение преступлению.

(Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности).

- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14-ти лет).

- За тяжкие преступления (грабеж, кража, разбой и другие) ответственность наступает с четырнадцати лет. Какое наказание ждет подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста за перечисленные преступления?

(Их могут отправить в колонию, либо в какое-нибудь учреждение закрытого типа).

- Суд может лишить подростка свободы и направить его в места отбывания наказания (воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних преступников). Суд может приговорить подростка к условной мере наказания и отпустить на свободу, установив ему ряд ограничений. Если подросток продолжает совершать правонарушения, то суд отменит условное наказание и направит его в места лишения свободы.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно – неверно». Я зачитываю ситуации по порядку и в конце высказываю свое мнение. Например, говорю, что это проступок. Вы, если согласны со мной, поднимаете правую руку, если нет – левую. Всем понятны правила?

Итак, ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок.(Дети поднимают руки)

- Объясните, почему это проступок?( Названные мальчики не нарушили закон, то есть не совершили ни правонарушение, ни преступление, следовательно, их действия можно расценить как проступок).

- Есть ли у девочек выбор?

3.

 

(Они должны или уйти или попробовать поговорить с ребятами).

- Что они могут им сказать? (Они могут сказать, например, что не будут им мешать, просто погуляют в парке и уйдут).

- А если ребята начнут вести себя агрессивно, будут все равно их выгонять и угрожать?(Тогда лучше уйти, не идти с ними на конфликт).

- Должны ли Лиза и Ирина рассказать кому-нибудь о случившемся? И если должны, то кому? (Да, родителям, старшим братьям, полицейскому).

- Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это правонарушение. Вы со мной согласны?(Дети поднимают руки).

- Почему вы не согласны со мной? Что же это по-вашему? (Это преступление).

- Назовите, какое именно преступление. (Кража. Грабёж).

- Так что же это кража или грабеж? В чем их различие?(Это грабеж – открытое хищение чужого имущества, а кража – это тайное хищение чужого имущества).

- Вы абсолютно правы. Должна ли Татьяна рассказать кому-нибудь о случившемся? Кому?(Конечно, должна рассказать родителям и заявить в полицию).

- Татьяна должна незамедлительно сообщить обо всем в полицию. По «горячим следам» найти преступников легче, чем спустя день-два. Был ли шанс у Татьяны избежать данной ситуации?( Да, ей не нужно было идти одной в позднее время).

- Татьяне нужно было кого-нибудь попросить, чтобы ее проводил домой с дискотеки, либо идти вместе с подружками, либо попросить, чтобы ее кто-нибудь из родственников встретил.

Следующая ситуация № 3. Маша стала замечать, что у нее в школе пропадают деньги из кошелька. Однажды она увидела, как несколько девочек роются в ее сумке. «Что вы делаете? Так это вы воруете? Я всем об этом расскажу?», – сказала Маша. «Попробуй. Мы сделаем так, что тебе придется уйти из этой школы», – ответили ей девочки. Я считаю, что это проступок. Вы согласны?(Дети поднимают руки).

- Я вижу, что большинство из вас со мной не согласны. Тогда что же это по вашему мнению?(Преступление).

- Какое именно?( Кража – тайное хищение чужого имущества).

- Должна ли Маша рассказать о случившемся? Кому? (Конечно, должна рассказать учителю, родителям. Родители могут заявить об этом в полицию).

- Как бы вы поступили в такой ситуации? (Рассказал бы отцу. Рассказал бы

учителю.\ Сказала бы, чтобы они вернули украденные деньги).

4.

- Ситуация № 4. Группа ребят из старшего класса вела себя вызывающе: они сквернословили, награждали своих одноклассников и учителей обидными кличками, курили, несмотря на запрет, в туалете. Писали на стенах непристойные слова. Приходили на дискотеку выпившими, затевали драки, приставали к малышам. Потом выяснилось, что они отбирают деньги у младших школьников. Когда их одноклассники Алексей и Дима предупредили их, чтобы они прекратили отбирать деньги у малышей, ребята их жестоко избили. По-моему это преступление. Согласны?(Дети поднимают руки).

- Какое преступление совершила группа старшеклассников? (Они избили Алексея и Диму. Это – нанесение побоев).

- Верно. А когда они забирали деньги у малышей, это было преступлением?

( Да, это грабеж).

- Таким образом, ребята совершили два разных преступления. Как бы вы поступили на месте Алексея и Димы? (Тоже попытались бы заступиться за малышей. Рассказали бы об этом директору школы или учителю).

 

3. Итог занятия.

- Всем понятно, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление? (Да. Нет).

- Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.(Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение).

- Что такое правонарушение?(Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность).

- Дайте определение преступлению.

(Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации).

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей

© 2015-2020 ГБСУ РК "ФЕОДОСИЙСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
Электронный адрес: 071@crimeaedu.ru
Бесплатный хостинг uCoz